Проект: «Моя семья говорит по-русски»

Проект «Моя семья говорит по-русски»

Нормативно-правовыми основаниями для создания проекта АНО ДПО «СоНата» «Моя семья говорит по-русски» стали федеральные и региональные документы, определяющие систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».

Среди федеральных документов приоритетными для осуществления проекта являются:

  1. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666; 
  2. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года №809.

В этих документах подчеркивается, что «осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность».
К региональным документам, которые стали нормативной основой проекта «Моя семья говорит по-русски», относятся:
Региональная стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ленинградской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 30 марта 2020 года N 164. Стратегия направлена на обеспечение сотрудничества народов, проживающих на территории Ленинградской области, формирование и упрочение их общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания).
Муниципальная программа «Укрепление национального единства, этнокультурное развитие Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2024-2028 годы», утвержденная постановлением администрации Всеволожского муниципального района от 25.12.2023 № 5193. Программа направлена на обеспечение сотрудничества народов, проживающих на территории Ленинградской области, формирование и упрочение их российской идентичности.

Для решения задачи укрепления гражданского единства, сохранения общероссийской гражданской идентичности, развития русского языка как языка межнационального общения командой специалистов-филологов АНО ДПО «СоНата» разработан проект «Моя семья говорит по-русски». В первую очередь он направлен на подготовку педагогов, работающих с детьми, для которых русский язык не является родным.

Цель проекта – языковая и социокультурная адаптация детей иностранных граждан и детей с миграционной историей, проживающих во Всеволожском районе, через консолидацию усилий педагогов и родителей по укреплению полиэтнического образовательного пространства.

Цель проекта связана с решением следующих задач:

  1. методическая практико-ориентированная подготовка педагогов-филологов, работающих с детьми, для которых русский язык не является родным;
  2. популяризация русского языка как языка межнационального общения;
  3. помощь в социализации, языковой и социокультурной адаптации детей, обучающихся и воспитывающихся в билингвальной среде;
  4. воспитание уважения к русскому языку, культуре, традициям и истории России.

Русский язык – язык межкультурного общения. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих не только на территории нашей страны. Как средство коммуникации русский язык занимает пятую позицию в мире. Около 300 миллионов жителей планеты считает русский язык родным, люди использует его в межнациональном и профессиональном общении. Это один из самых распространенных языков по числу говорящих на нём. Современный русский литературный язык является официальным языком некоторых стран СНГ. Он остаётся языком неофициального (домашнего) общения в странах бывшего СССР.

В Год Семьи в России особенно актуально быть вместе людям разных национальностей и говорить на одном языке. Благодаря изучению русского языка юные иностранные граждане не только овладеют языковой компетенцией, но и получат знания о культуре, истории русскоязычных стран и прежде всего о России.

Всеволожский район отличается быстроменяющейся миграционной ситуацией: большие территории, ускоряющееся развитие городских поселений, высокие темпы строительства школ и детских садов. Всё это привлекает новых жителей, среди которых много иностранных граждан. Помочь семьям с детьми, для которых русский язык не является родным, быстрее влиться в общественную жизнь через познание основ государственного языка и культуры определяет основную идею данного проекта.

В 2023 году в Ленинградской области ГАОУ ДПО «ЛОИРО» по заказу комитета общего и профессионального образования Ленинградской области проводился ежегодный мониторинг количественного и качественного состава обучающихся образовательных организаций, для которых русский язык не является родным.

В мониторинге приняли участие 18 муниципальных образований. Как показал мониторинг, всего в регионе 5313 детей (мальчиков – 2922 и девочек – 2391), для которых русский язык не является родным, обучающихся (или которые должны обучаться) в образовательных организациях Ленинградской области. Из них:

  • 1008 (мальчиков – 552 и девочек – 456) – дети до 6 лет;
  • 4305 (мальчиков – 2370 и девочек – 1935) – дети от 7 до 17 лет;
  • 5234 (мальчиков – 2874 и девочек – 2360) – являются иностранными гражданами;
  • 69 (мальчиков – 44, девочек – 25) – являются лицами без гражданства;
  • 10 (мальчиков – 4, девочек – 6) – являются лицами, у которых гражданство не определено.

Всего несовершеннолетних (иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц у которых гражданство не определено), НЕ посещающих образовательные организации – 55 (мальчиков – 33, девочек – 22).
По муниципальным районам Ленинградской области количество детей, для которых русский язык не является родным, распределилось следующим образом (табл. 1):

В основном в каждом из 18 районов дети, для которых русский язык не является родным, представлены иностранными гражданами (5234 человека), гораздо реже – лицами без гражданства, большая часть которых проживает и обучается во Всеволожском (31 человек) и Гатчинском (25 человек) муниципальном районах. Как видно из таблицы, самое большое количество несовершеннолетних детей, для которых русский язык не является родным, не посещающих образовательные организации (всего 55 человек), проживает в Бокситогорском (23 человека) и Кингисеппском (18 человек) муниципальных районах.

На таблице 2 представлены статистические данные по несовершеннолетним детям, для которых русский язык не является родным, обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования в образовательных организациях Ленинградской области и в форме семейного образования в 2023-2024 учебном году.

Как показал мониторинг, из 5313 детей, для которых русский язык не является родным:

  • 986 обучаются по образовательным программам дошкольного образования;
  • 4245 – по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования;
  • 8 – по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • 1 (в Гатчинском районе) – в форме семейного образования.

Самое большое количество несовершеннолетних детей, для которых русский язык не является родным, проживает и обучается в районах, граничащих с Санкт-Петербургом – Всеволожском, Гатчинском, Ломоносовском.

Так, во Всеволожском муниципальном районе 2406 таких детей, из которых:

  • 260 – дети, посещающие дошкольные организации;
  • 2086 – учатся в образовательных организациях по программам начального, основного и среднего общего образования.

В Ломоносовском муниципальном районе – 605 детей, для которых русский язык не является родным, из них:

  • 109 – дети, посещающие дошкольные организации;
  • 496 – учатся в образовательных организациях по программам начального, основного и среднего общего образования.

В Гатчинском муниципальном районе 551 ребенок с неродным русским языком:

  • 113 – дети, посещающие дошкольные организации;
  • 420 – учатся в образовательных организациях по программам начального, основного и среднего общего образования.

Меньше всего детей, для которых русский язык не является родным, в возрасте до 18 лет проживает и обучается в самых удаленных районах Ленинградской области – Лодейнопольском (3), Сланцевском (36), Тихвинском (28), Подпорожском (18).

Этапы реализации проекта

Первый этап проекта связан с созданием психолого-педагогических условий и разработкой программного обеспечения для подготовки учителей (тьюторов), работающих с детьми, для которых русский язык не является родным, старшего дошкольного и младшего школьного возраста (дошкольное и начальное общее образование), учителей продленного дня. На данном этапе предполагается разработка дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Социокультурная и языковая адаптация детей из семей мигрантов, для которых русский язык не является родным. Методика преподавания русского языка как неродного» (продолжительностью 72 часа в тренинговом формате) и формирование учебной группы педагогов в количестве 25 человек.

Особое внимание в рамках курса будет уделено вопросам укрепления общероссийского гражданского единства, вопросам истории и культуры России и Ленинградской области, межкультурным отношениям и общению детей из семей мигрантов с русскоязычными сверстниками. На занятиях педагогам будет предложена методика обучения таких детей основам русского языка и рассмотрены вопросы формирования у школьников данной категории способности адаптироваться в новых социальных условиях и умений общаться с людьми разных культур, взглядов и убеждений.

Второй этап проекта – практико-ориентированный – связан с организацией и проведением летнего языкового лагеря для детей иностранных граждан. Занятия-семинары по русскому языку с применением современных образовательных технологий (игровых, дифференцированного обучения и т.п.) в лагере будут проводиться педагогами-стажерами, прошедшими обучение на курсах (на 1 этапе) под руководством педагогов-наставников.

Третий этап проекта направлен на создание, предпечатную подготовку издание и тиражирование сборника материалов с методическими рекомендациями по внедрению программ-тренингов для детей, для которых русский язык не является родным, и их родителей.

На четвертом этапе запланированы подготовка и размещение в журналах «Образование. Ресурсы развития» (Вестник ЛОИРО) и «Личность и Культура» двух аналитических научно-публицистических статей.